Интересные наблюдения в области Неврологии

Такой вопрос родители очень часто задают на консультациях у детского невролога. Чаще всего это происходит в случаях, если ребёнок – мальчик – не разговаривает в положенное ему время, в возрасте около 2 лет.
В своём «детективном расследовании» я не стала касаться вопросов физического развития детей, а попробовала разобраться в гендерных (половых) особенностях психо-речевого развития у практически здоровых детей.
На международной конференции по аутизму, которая прошла в ноябре 2013 г. в Бишкеке, Уильям Эдвардс, руководитель программы прикладного поведенческого анализа из Университета Клемсона, США, в контексте развития детей, страдающих аутизмом, остановился на вопросах гендерных различий речевого развития: «Несколько лет назад было проведено исследование в Соединенных Штатах… и они узнали, что нормально развивающаяся девочка говорит около трёх тысяч слов в день, тогда как ребёнок, страдающий аутизмом говорит одно слово в день…Девочки развиваются быстрее, чем мальчики».

Мне показалось неубедительным сравнение словарного запаса нормально развивающейся девочки и мальчика, страдающего аутизмом. После доклада господина Эдвардса я спросила его об источнике данной информации и также спросила, не миф ли это, что «мальчики развиваются позднее девочек». В ответ господин Эдвардс сказал: «Почти вся литература по развитию детей показывает, что в общем, мальчики развиваются немного медленнее, чем девочки до возраста 11-12 лет. В интернете существует примерно две-три тысячи источников по дифференциальному развитию»
За несколько недель до этой конференции в г.Алматы состоялся VI Международный конгресс «Человек и Лекарство. Казахстан». Одним из докладчиков был Воробьёв Павел Андреевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гематологии и гериатрии, заведующий отделом стандартизации в здравоохранении ПМГМУ им. И.М.Сеченова (Москва, Россия). Тема его доклада: «Современные подходы к оценке медицинских технологий». Господин Воробьёв дал определение медицинским технологиям: «Медицинские технологии – это всё, что касается здоровья человека – диагностика, лечение, лекарственное и нелекарственное, профилактика, реабилитация… И всё это должно подвергаться оценке, прежде чем внедряется в систему здравоохранения».
Как невролог, специализирующийся в области а- и реабилитации, считаю вопрос гендерных различий речевого и когнитивного (познавательного) развития детей очень важным, так как бытующее в социуме мнение, что «мальчики развиваются медленнее девочек» является причиной позднего обращения к специалистам (психологам, дефектологам-логопедам, психиатрам, ) детей с патологическими состояниями, и, как следствие, недостаточной эффективности лечебных мероприятий.

Таким образом, суждение «мальчики развиваются позднее девочек» имеет прямое отношение к вопросам здравоохранения и должно быть подтверждено исследованиями, соответствующими принципам доказательной медицины.
Поиск доказательств я начала с базовых учебников по педиатрии и детской неврологии, предназначенные для студентов медицинских институтов.
В учебнике И.М.Воронцова и А.В.Мазурина «Пропедевтика детских болезней», написанном при участии А.М. Коровина[1], приведены основные этапы нервно-психического развития детей до 3 лет. В них нет корректировки на пол, несмотря на то, что в одном из абзацев данной главы было написано буквально следующее: «Развитие моторной речи по срокам очень варьирует, что никак не отражает особенностей детского интеллекта, девочки обычно овладевают моторной речью раньше, чем мальчики».
Заключение авторов учебника «Пропедевтика детских болезней», выданное как аксиома, без ссылок на исследования, также не смогло меня убедить, и я стала искать другие источники. В книге замечательного человека, профессора кафедры педиатрии с курсами перинатологии и эндокринологии Санкт-Петербургской государственной медицинской педиатрической академии Пальчика Александра Бейнусовича «Эволюционная неврология» приводится обзор шкал оценки психомоторного развития ребёнка: шкала Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой, моторный и эволюционный коэффициенты, Денверский скрининг-тест нервно-психического развития (стр.216-231). В приведённых Александром Бейнусовичем Пальчиком шкалах со ссылкой на источники тоже нет поправок на половые особенности [2].
В США также нашла широкое распространение шкала Бейли (Шкалы развития младенца Bayle).
Cправка: Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  • шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  • шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  • шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.


Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.
Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста [3].
В шкалах развития младенцев Бейли есть поправка на недоношенность, но нет поправки на пол.

Если вернуться к профессору Воробьеву П.А., то он в своём докладе уделил большое внимание методике поиска релевантной информации (т.е. информации, относящейся к обсуждаемому вопросу). И на первом месте в его слайде стоит: «поиск в интернете». Я начала поиск в интернете с русскоязычных источников. Ввела ключевые слова: «Гендерные различия речевого и когнитивного развития детей». Проанализировав несколько сайтов, открывающихся в интернет-поисковике, я обнаружила, что исследования в этой области проводились преимущественно психологами и педагогами. Первым открывается реферат С.Е.Соколовой « Гендерный подход в развитии мальчиков и девочек» [4], в котором приводятся нормативные показатели речевого развития детей первых лет жизни, и при этом отмечается: «Следует еще раз подчеркнуть, что не существует принципиальных различий между мальчиками и девочками в темпах усвоения фразовой речи. Незначительный временной сдвиг в пользу девочек не превышает 2—3 месяцев. Поэтому не следует пассивно дожидаться, когда ваш малыш сам заговорит, и успокаивать себя и других родственников фразами типа «Все мальчики начинают говорить после 3 лет».


И далее приводятся ссылки на исследования, которые повторяются потом из статьи в статью на многих сайтах: «Е. Маккоби и К. Джеклин (Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974) показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект. А у мальчиков по сравнению с девочками лучше развиты зрительно - пространственные и математические способности. Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают около 50 слов, а мальчики таким количеством слов овладевают к 22 месяцам». Начав поиск источника, который указан в реферате, я вышла на статью в Википедии [5] «Пол и интеллект», в которой описывается история вопроса половых различий: «В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности (см. работы Линна, а также Stumpf & Jackson, 1994). Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше [Hedges & Nowell, 1995]. Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление, память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление, а мужчины в тестах на пространственную ориентацию и математические способности. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин. В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой [Deary et al., 2003]. Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны».

Внимательный читатель наверняка заметил, что в двух статьях со ссылкой на одно и то же исследование даются совершенно противоречивые заключения:
- «Е. Маккоби и К. Джеклин (Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974) показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект» - http://15-ozr.edusite.ru
- «Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны» - http://ru.wikipedia.org Список источников:
1. Воронцов И.М., Пропедевтика детских болезней / И.М.Воронцов, А.В.Мазурин. – 3 изд., доп. и перераб. – СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.; ил.
2. Пальчик А.Б., Эволюционная неврология / А.Б.Пальчик. – СПб: Питер, 2002. – 384 с.
3. «Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста», Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»): [Электронный ресурс], http://psylist.net (Дата обращения: 08.01.2014)
4. Соколова С.Е., учитель-логопед, «Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек», (опубликовано в журнале "Дошкольная педагогика" №2 2013г.): [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://15-ozr.edusite.ru (Дата обращения: 08.01.2014)
5. «Пол и интеллект» [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 08.01.2014)
Готова опубликовать Ваше мнение на своём сайте, единственное условие – оно должно быть основано на исследованиях, проведённых в этой области или на Вашем личном опыте.